Эффективность работы судна зависит от правильности подбора винта.
Правильная и эффективная работа судна зависит от множества факторов. Но самым важным моментом в этом случае есть гребные винты, которые по своей значимости уступают только мощности двигателя. Правильно выбранный гребной винт обеспечит любителям водных прогулок комфортное и ровное передвижение, заметно уменьшит расходы топлива, продлит время эксплуатации двигателя судна, сделает передвижение более быстрым, и в то же время, безопасным.
Гребной винт имеет для судна такое же значение, как колеса для автомобиля. Именно этот элемент отвечает за поведение судна. То есть он есть связывающим элементом между водой и двигателем судна. Поэтому, чтоб достичь максимально эффективной работы судна нужно обратить особое внимание на такой определяющий фактор его работы, как гребной винт.
Основные характеристики винтов.
Существует очень большое количество разнообразных характеристик в разных видах гребных винтов. Некоторые из них приведены внизу.
Диаметр
Существует такое понятие, как внешний диаметр – это диаметр окружности винта, который описывает внешние кромки лопастей. Обычно в работе маленьких лодок используют винт, который имеет большой внешний диаметр, а в работе скоростных судов используют винты с меньшим диаметром. Чем меньше оборотов дает двигатель, тем больше используется винт. Если поверхность лопастей будет увеличиваться, то и диаметр винта тоже увеличится.
Шаг винта
Этот термин объясняется как расстояние, которое проходит винт за один оборот в направлении оси. Если характеристика винта такая 13 3/4 х 21, то диаметр составляет 13 ¾ - 35 см, а шаг 21 – составляет 53 см. Таким образом, за один оборот винт проходит 53 см. Изменения шага винта эквивалентны изменениям передаточного отношения. Если пользователь хочет, чтоб двигатель его судна имел определенное количество оборотов, то нужно иметь ввиду, чтоб судно двигалось быстрее, нужен больший шаг винта.
Увод лопасти винта.
Это угол, который измеряют между задней частью (кромкой) лопасти и перпендикуляром, проведенным к оси ступицы. Обычно стандартные винты, которые используются в работе подвесных двигателей или стационарных двигателей увод лопастей имеют ровно 150. У некоторых винтов увод лопастей у периферии доходит до 3000. Конечно, такие гребные винты с переменным уводом лопасти намного эффективнее.
Именно большой увод обеспечивает намного лучшую работу в тех ситуациях, когда лопасти винта сопротивляются поверхности воды. Также большой увод лопастей используется в быстрых и легких лодках. Это позволяет поддерживать правильное положение лодки, сможет увеличить скорость и значительно понизить гидравлическое сопротивление. Для некоторых быстрых катеров большой увод использовать не рекомендуется. В этом случае нарушается их устойчивость на воде. Так что здесь нужен гребной винт с небольшим уводом лопасти.
Количество лопастей.
Если вибрация не очень сильная, то в таких случаях выбирают винт с одной лопастью. Но если задача состоит в том, чтоб между вибрацией и эффективностью в работе был баланс, то стоит выбирать гребной винт с двумя лопастями. Чем больше на винте лопастей, тем меньшая его эффективность. Зато при большом количестве лопастей судно будет идти намного плавней. Для достижения оптимальных характеристик, в работе суден чаще всего используют винт с тремя лопастями. Разницы между винтом с двумя или тремя лопастями особой нет. Эта разница ощутима только на уровне вибрации. Большинство скоростных винтов представлены трех- или четырехлопастными винтами.
Всегда нужно иметь запасной винт.
Поврежденный винт никогда не должен отлаживать запланированную прогулку на воде. Поэтому на борту каждой лодки должен находится запасной винт.